Георгий
Гачев,
доктор
филологических
наук
Предисловие
Вы
думаете:
литература
советской
эпохи уже
сказалась, и
все оригинальное
и прекрасное
в ней известно?
Ошибаетесь:
толща
советской
цивилизации
велика есть.
Тонет ее
Атлантида и
вот еще одна
глубоководная
рыба
всплывает,
словно выдавлена
будучи
погружающимся
материком,
Эдвиг Арзунян[1].
Быстрые
да юркие
промельтешили
уж на поверхности:
шумливо-гражданственные
Евтушенки, авангардно-рыночные
Вознесенские
позанимали
вниманье, центровав
на себе и
пошлостью
своей некрасивой
знаменитости
наложив печать
на все
поколение шестидесятников.
Но оно
разное. И вот,
как электрический
скат,
всплывает
еще один
поэт... Какая
сжатая
энергетика в
нем:
током-шоком ударяет
мгновенное
прикосновение
малого
четверостишия:
в эти годы
мрачные
в эти годы
душные
развелась
невзрачные
люди
равнодушные
(50-е
годы)
Что
за магия в
этой малости
текста?
Психея эпохи
застоя,
застылость
Жизни, анемия
чувств... Типические
характеры в
типических
обстоятельствах
вполне так и
не стыдно
приложима
здесь эта
формула. Это наружа,
а вот нутрь
взрывчатое
я:
я знаю: я
мертвец я
камень я
природа
весь смысл
в
бездействии
и хаосе... с ума
сошли вы
все... да
здравствует
свобода
от жизни...
да
восторжествует
тьма (50-е
годы)
Вот
инфернальная
Вакхическая
песнь жизнечувствие
человека
нашего
времени и
века в полемике
с пушкинским
да скроется
тьма!
Долго
вдавливала
русская и
советская
история человека
в себя через
лермонтовский
стоицизм, через
бесовскую
речистость
достоевского
человека из
подполья,
через страх и
окаменение
сталинской
эпохи среди
подслушивающих
стен и
недоверие
друзьям
пока не
получился такой
вот перекрут
души,
спиралевидно
вверченной в
себя, каковая
явлена в лирическом
герое стихов
Арзуняна. Но
в нем вдруг
своя пластика
и
художественность!
Прямо
откуда ни возьмись.
Вот ведь: как
Ванька-встанька
бытие и
человек! Мнут
их и
гнут-уродуют,
а глядь выскакивают
новой
красотой и
мыслью
светятся,
которых бы и
не
подозревал, что
могут и в
таких
обстоятельствах,
сыскных и
противолитературных,
образоваться!
Да, перед
нами
философская
лирика и
торжество
Поэзии и
Мысли над врагами
ее: их гонят и
запрещают,
преследуют
власти и
органы (как
половые-срамные,
секретно
упрятанные),
а Мысль и
Поэзия и из
этого сора,
грязи и
крови свою
ткань имеют
силу выткать
и в перл
создания
возвести.
Хотя кровь я
напрасно
помянул:
эпоха оттепели-застоя
уж не такая
жестокая не
телесных,
откровенных
страданий и
казней, но
более душевных,
психических.
Недаром
психушки
наш персонаж
боится пуще
тюрьмы
простодушной
еще
заключенности
тела во
внешних стенах.
Да, наш герой
потенциальный
зэк: зэк в
миру, и
заранее
свертывается
в спору, чтоб
перезимовать
долгую
вечность, как
кажется, советскую,
и
бесконечность
не любит
российскую:
неужто так
уж вечная
вечность
что и не
кончится она
так
бесконечна
бесконечностъ
что нет у
ней ни стен
ни дна
(60-е годы)
Эта
душа не
нараспашку,
напротив: свернуться
норовит в
помещение, за
стены, в
комнату, в
колбу. И
стихи его
как споры:
сбитые,
семенники лишь,
гены и
хромосомы
идей.
Короткие,
чтоб их легко
запомить
(записывать
опасно!).
Интенсивные
не то что
экстенсивная
дрисня
евтушенковской
записанной и
могшей быть
напечатанной
Братской
ГЭС. Наш
герой да,
запуган,
однако Я его
напирает
проявиться! Н
чтоб не
попасть в тюрьму,
лагерь,
психушку, он
затаивается,
а энергию я
поворачивает
внутрь себя
и там
работает.
Всякое
существо
есть троичное
единство:
тело, душа,
дух.
Соответственно,
всякая
национальная
целостность
или
историческая
эпоха есть
Космо-Психо-Логос,
и этапы
советской
цивилизации
могут быть
так
распределены:
в период Ленина-Сталина
воздвигался
советский
Космос
(Строй), и казни
внешние шли:
эпоха
оттепели-застоя
это
очухиванье,
жизнь
душевная и
муки психики
(стадия
Психеи); ну а
перестройка
принесла
труд уму и
муки Логосу:
непонятность,
что мы такое,
чего желать,
куда идти, и
шизофреническую
растерянность
понятий: что
хорошо, что
плохо...
И в
этом плане
поэзия
Арзуняна
еще привилегированная:
душе там
страх и
смута,
неясные фобии
и порывы,
зато уму-то
ясно, что
хорошо-плохо
и чего
желать.
Пластично и
классично даже
устроился
мир и
расположился в
нем
человек в
поэзии
Арзуняна. И
даже КГБ и
стукачи, эти устрашители
и гонители,
на правах
бесов
искушающих
работают: они
ж по Божьему
попущению
испытьвают
человека и
провоцируют
его волю на отпор,
в ходе
которого он и
самостроится
в самобытностъ
и
оригинальность,
так что и благодаритъ
их, духов
отрицанья
этих, теперь,
задним
числом нам
надо: они
выходят тоже
сотрудники в
формировании
советской
цивилизации,
в произведении
шедевров
советской
культуры, их лица
необщья
выраженья.
Тоже фрезеровщики
и ваятели. В
контексте их,
и в
сопротивлении
им, в ускользании
к свободе
творчества и
духа особое
веяние и
перекрут
претерпевали
души и мысли,
стиль и слог,
а в итоге
траекторий
этих
неповторимый
орнамент в
творениях
уходящей
советской
культуры.
Но
это лишь задним
числом
понимается
нами в том
числе, и самим
автором. Он
рассказывает
о трех крамольных
четверостишиях-изюминках
в булке поэмы
Я, где он
зашифровал
страшные
слова похожими
по звучности,
но
безобидными:
я прочитал
Манифест
и стал
конформистом
(читай:
коммунистом)
не портил
чужих невест
и стал
онанистом
богу
Фрейду (Марксу!)
я
молился
верил в
Винера (Ленина!)
Христа
жить
счастливо
научился
как в г....
живет
глиста
(поэма
Я)
Но
прикровенное
сочетание
выходит
лучше как
образ. Во
всяком случае
их парно
давать надо: версия
и вариант,
как это
удачно Битов
придумал в
своем романе,
человек
того же
поколения,
что в Арзунян.
Однако
общественно-политическая
ситуация
времени
формирует
лишь верхний
пласт в
складе души
человека, в
темах для
мысли и
сюжетах для
поэзии. Их
глубина и
тембр
возникают из
недр, где этнос
залегает и
как Этна
вулканирует.
И этот поддон
(=род-природа,
ген и кровь)
тот еще перекрут
образуют:
столь
разнородны
составляющие
его. Исследуя
свое я (а это
основной
объект неустанного
любопытства
поэта: даже
главная его
поэма
называется
Я): из чего
состоит,
какие
силы-энергии
прокатываются
по этой
арене, в
стихотворении
Происхождение
он говорит:
всю жизнь
я в качестве
нагрузки
несу
загадку
бытия
родной
язык мой это
русский
зато вот
кто скажите я
один мой
дед был
армянином
был в
Турции
изгоем он
но став
российским
гражданином
от геоцида
тем спасен
другой
евреем был
венгерским...
я в
Новороссии
родился
филологом-русистом
стал...
В
публицистическом
пафосе этого
стихотворения
он с
гордостью о
многосоставности
своей
толкует и
спорит с тем,
кто
ухмыляется:
нет ты не
наш нет ты не
русский
ты армянин
и даже жид,
резонно
обрубая:
но мы с
тобой и
вправду
разны
ведь я
русист а ты
расист
(80-е годы)
Однако
это ответ
наружу; в
себе же он
чует эту
многосоставностъ
как Мой
зверинец:
во мне
живут четыре
зверя
и кот и пес
и конь и волк
они живут
во мне не
веря
что в этом
есть какой-то
толк
они мяукают
и лают
и ржут и
воют день и
ночь
они
напомнить
мне желают
что выйти
из меня не
прочь
Вот какие
субстанции и
энергии, и у каждой
свой
интерес и
цель, и звук и хошь:
кот кочет
выпрыгнуть в
окошко
туда где
промелькнула
кошка
его за это
я ругаю
но иногда
с цепи
спускаю
нес хочет
выскочить в
ворота
и за штаны
пойматъ
кого-то...
конь хочет
проскакать
галопом
по всем
Америкам
Европам...
мечта
советского
невыездного;
а волк
проводит
время воя
о том что
он желает боя
его совсем
я не ругаю
зато с цепи
и не спускаю
И что
же? Как жить в
таком
разрыве? Не
человек, а
разрыв-трава:
во мне
живут четыре
злюки
и волк и
конь и пес и
кот
они
замучились
от скуки
жить на
цепи который
год
они
мяукают и
лают
и ржут и
воют день и
ночь
они
напомнить
мне желают
что
разорвать
меня не прочь (60-
годы)
Человек-взрыв,
расширяющаяся
вселенная, что
втиснута в
худощавого
человечка
среднего
роста с
меланхолическими
черными
глазами. Он
обессилен
разнонаправленными
векторами
своих желаний
выйти из себя
в мир: к
женщине, в
дружбу, в
путешествие,
в драку
политики; но
так как
разнонаправленные
стремления
погашают
друг друга,
ему остается
скука и
динамическая
неподвижностъ.
Так вперен в
я и в то же
время
тяготится:
все я да я,
закупорен в
себе, как в
клетке.
Но все это и
созидает
образ и его
натуры, и
жизни, да и
поэтический
отливается с особой
мыслью и
складом. Ну и
с иронией
над собой, в
том числе:
я сам себя
у мира
выклянчил
зато с
процентами
отдам
я сам себя
для счастья
вынянчил
как первый
человек Адам
(60-е годы)
Сам
себя вот
амбиция
предельная
человеку:
быть причиной
самого себя,
что лишь Богу
присуще. Более
того: себя с
прибытком
творчества
миру вернуть
и замкнуть
начала и
концы:
я Бога
каждый день
молю
чтоб дал
мне счастье в
правде жить
любитъ
того кого
люблю
и негодяям
не служить
но Бог мне
испытанье
дал
служиь не
тем любить не
тех
и сердце
стало как
металл
среди
неискренних
утех (70-е
годы)
Вот
сокровенное
исповедание:
жить чисто и искренне
хочется, не
хитрить
даже художественным
вымыслом. Просто
голая и
простодушная
мысль в этих
двух фразах-четверостишиях,
а как хорошо
и как
красиво! Лапидарен
он и
монументален.
А ляпис
камень по
латыни.
Основной
состав, к
какому себя
приводит,
камень,
металл:
втвержен армянин!
А как иудей
воздуховен, в
мысли диалектичен,
перевертыши
там учиняет.
Да,
лапидарен:
любит малую
форму
четверостишие
высеченное.
Чеканщик! И
из
простейших
элементов и
даже тех же
слов
перестановкою-комбинаторикою
(иудейский
талант
экономов,
обделенных
природой
материей, простором...):
мои стихи
не музыка
прекраснозвучных
лир
они
записка
узника
переданная
в мир
(70-е годы)
Не
надо
общественно-политически
ахать и сострадать
поэту под
гнетом
власти и
цензуры тут
поглубже:
экзистенциальный
узник он у самого
себя (опять
же) в
заключении. И
из этой
тюрьмы выдраться
больший
подвиг! А
удается это
именно
напильником
Слова русского:
им проволоки
строк,
траектории- лучи
души, выходы
в
пространство
воли и света
выделывая:
поэтом
быть
несложно
коли
живешь
неложно
зато вот
жить неложно
необычайно
сложно (80- годы)
Из
ничего слов
сплетен стих,
а как
остроумно и
пластично!
Филолог-русист чует звук и
любит
мыслетворческую
игру в мире
Слова,
которое Бог.
Прекрасное
стихотворение
Лев рождено
(как я чувствую)
из сочетания
лев хлев:
ты слишком
уж зазнался
лев
за твой левацкий
рык
а ну-ка
отправляйся
в хлев
в поживи
как бык
и прикуси
язык
(80-е
годы)
И
целая
сценка-картинка,
судьба
льва-диссидента,
развертывается,
с веселой
иронией
выписанная.
А вон
что родилось
из
метаграммы
дождь вождь:
мы на
праздник шли
но лужам
и несли
портрет
вождя
вождь был
нам ужасно
нужен
он спасал
нас от дождя (60-е
годы)
А Эрос
литературы:
наносить
буковки на
белое небо,
чистое поле
листа как
ладно и
складно выражен
в
стихотворении
Три
страницы:
чистая
страница
как чистая
девица
ее может
уболтать
остолоп
любой
для нее
все ново
она жаждет
слова
слово
первое на ней
как первая
любовь
вся в
словах
страница
словно
молодица
что под
сердцем
носит
своей
страсти плод
но
редактор
правит
зачеркнет
убавит
и вот так
странице
делает
аборт
грязная
страница
как
грязная
блудница
ластик к
ней ластился
но всю
грязь не стер
кляксами
заляпана
пальцами
залапана
ветер
жизни дунул
и унес в
костер
(70-е
годы)
Припомнились
мне три
стадии Мысли
в стихотворении
Баратынского
Сначала
мысль воплощема в поэму
сжатую
поэта...
Любопытно их
сопоставить:
перемена
жизненного и
словесного
климата и
стиля
предстанет
весьма ощутимо.
Я не случайно
вспомнил
Баратынского:
перед нами
тоже поэт
мысли. Что
она такое
Мысль, его не
менее занимает,
нежели что
такое Я?
Впрочем, еще
Декарт доказал
в cogito ergo sum = я мыслю
следовательно
я существую,
что они одно
и то же, родня,
едина их
субстанция. Где
обитает
плазма
Мысли?
вопрошает
наш поэт; и
вот вариант
ответа:
роятся
словно пчелы
Мысли
я улей их
разбередил
они б
легко меня
загрызли
но и их
верой
упредил
Постойте!
Да тут
философия с
теологией в
подспуде
под пчелками
да с улеем!
Броуново движение
самоопровергающих
мыслей в раздробь
(как и зверей,
противоборствующих
в зверинце
его души) в
колбе
черепушки
легко-занросто
свело б с ума,
коли не
пробился бы к
вектору Веры.
Ну и Труда:
роятся
Мысли словно
пчелы
и пасечник
меня поймет
что не
страшны мне
их уколы
когда я
собираю мед
Перестановка
малая слов в
начальных
строках как
вариация в
музыкальной
теме. А дальше:
возможно
Мысли вечно
были
и я
приманываю
их
чтоб
волшебством
небесной
пыли
они мне
опылили стих
(90-е
годы)
И
верно:
опыляют.
Мысли
у него разные
по жанру.
Есть более
открытые,
публицистические,
есть
ясные-рационалистические
(как в Я не
крещен и не
обрезан иль
в Кто?), но наилучши
(по мне, на мой
вкус), когда
неотделимы
от образа в
настроения в
ситуации, как
вон в
стихотворении
Nocturne:
я слагаю
стихи в
темноте
когда
засыпают
глаза
когда ноги
устали идти
а дороге
не видно
конца...
глаза мои
спят а ноги
глядят
нащупывая
дорогу
глаза мои
спят а мысли
галдят
чтоб не
было одиноко
(60- годы)
Поэма Я
эманация
энергии,
мысли, слова.
Она сама себя
сказала, и
неловко мелкими
вторичными
словами ее
пересказывать.
Зачин ее
фортиссимо:
ударение
ударение
в
барабанные
перепонки
начинается
стихотворение
рифмы
бросились
вперегонки
как
ярмарочные
зазывалы,
шарлатаны, и
поэты
надевают сию
маску. И
Арзунян
пристраивается
туда же.
Однако начинка
громогласия
своя,
непохожая:
я
маленький
паучишка
плетущий
свои паутины
в давят
меня ногами
огромные
кретины
а я
пожираю
мелочь
попавшую в
паутины
и вырасти
мечтаю
как
огромные
кретины
Вот
сюжет: я,
ненормальный,
мечтаю стать
как все:
как хорошо
быть дураком
извлечь
нектар из
шкалика
и трахнуть
в пузо
кулаком
трусливого
очкарика
Однако
ж дорог я
бытию и ценен
Богу именно в
этой своей
ненормальности,
но все же
стыдящейся
себя и стремящейся
ко всем, на
этом пути и
развертывая
общезначимое:
сквозь
меня
проходите
в свое
никуда
меня не
находите
а себя вот
да
Да он
же служивый
нам всем,
поэт, для
самопонимания:
выволакивает
свои глубины,
потрошит
себя, в слова
облекая и на
ветер себя пуская
и жизнь свою:
я всего
себя искромсал
над собою
опыты ставя
я всего
себя
рассказал
для себя
ничего не
оставя
и теперь
уже нет меня
есть обо
мне теорема
и теперь
уже я не я
а кричащая
поэма
Есть
здесь и
общекосмические,
и социумные сюжеты,
да повернуты
как-то иначе:
мы все
космонавты с
ракеты Земля
летящей к
неведомой
цели
мы смотрим
в
пространство
случайность
моля
чтоб все
мы остались
целы
А вот
и нашей
перестройки
забота, из
бытия иронизируемая:
мы учимся
жить у машин
пока сами
не станем
машинами
без страха
без слез без
морщин
с потребностями
мышиными
мы хотим
не идей а
формул
мы хотим
не чувств а
форм
мы хотим
чтобы был
оформлен
точный
план земных
реформ
В
цивилизации
машинно-рыночной
он за страх,
слезы,
морщины, за
идеи и
чувства, и
дает их то
экстатически,
то дразня, то
глухо и
стыдливо, то
иронично.
Дело ж свое
вословенствования
бытия
понимает
весьма ответственно:
а
сравнения
как сражения
за весомые
выражения
Да,
берясь за
слово,
выходишь на
сквозняк бытия:
гол-наг и
беззащитен
уж самою
процедурою
высказывания.
Потому так
тянет
свиться,
закрыться,
хотя само закрывание
выходит
пущим
обнажением:
я хочу
рассказать
ни о чем
я хочу
рассказать
никому
я хочу
заложить
кирпичом
все
проходы к
себе самому
В
стену
равнодушия я
замурован
тот же образ,
но уже со
страданием в
стихотворении
Знаки. Или (в
стихотворении
Мир катится
в тартарары):
мир
катится в
кромешный ад
а мы
твердим про
цель
и каждый
втихомолку
рад
в свою
забиться
щель
Щель,
колба, гроб
варианты
закрытого
пространства,
космос
матьмы:
я стучу по
затылку
как в
пустую
бутылку
а потом
стучу в лоб
как в
наполненный
гроб
Лоб,
ум мучитель,
но и
освободитель.
Веселый Ум
(как Зеленый
Шум)
жизненная
стихия Арзуняна.
С умом он
повсюду дома:
ум дом...
Конечно, по
долгу службы
жизни как
все,
вожделеет он
женщину,
однако
свободнее
ему вот как:
...но я
поставил у
дверей
тяжелую
кровать
и сам я лег
на ту кровать
чтоб ты не
шла ко мне
я буду
ночью
ревновать
твоих
зверей к луне
А
любовь к
подушке
подружке
белоснежной,
как страница!
О, свиться в
чистое детство
мечта. И не
расставаться
с лоном подушки
и умом ее:
о эта
белоснежость
округлость
мягкость
нежность
но ведь
нельзя
подушку
брать
с собою
засмеют
Плодотворно
бы
посравнить
эту поэму Я с
Песнью о
себе
Уитмена. У
Уолта
распахнутость
наружу и приглашение
всех на себя
как на рынок
отличнейших
товаров.
Экстравертность.
Я как страна
открытых
возможностей,
как Америка
сама. Тут же
человек
застарелой
цивилизации
Евразии:
армяно-иудей
русско-советский.
Здесь перекручено
все, так что к
простодушию
пробиваться
сквозь
препоны себя
же. Он трясет
себя-мучителя,
свою
скованность-вмурованность
расшатать:
я разбит и
разбросан
вот язык
мой вопросом
а вот это
вот уши
в ожидании
чуши
вот
протезы
протезы
вместо ног
вместо рук
как живые
протесты
против тысячи
вдруг
Аристократизм
в его
индивидуализме.
А у Уитмена
демократизм.
Этот
реактивно
отталкивается
от мира и от
масс в себя,
хотя и тут его
мучение, но
САМОмучение:
свободное и
тем сладкое.
У обоих
перебор
членов тела
своего. Уолт
воспевает руки,
грудь, язык,
резак как
дающие его
космическому
телу
неисчисимые
наслаждения.
Армяно-ж-иудей
на советчине
иное в своих
органах
преднаходит:
уши для чуши,
руки протесты,
а вот это
мозги
как
скульптура
тоски
а вот это
вот сердце
как
шашлычина в перце
Тоже
парад и смотр
членов
граждан
государства
Я. И тут
ирония. У
Уитмена
иронии нет;
она
аристократична,
ее толщей
истории
вырабатывают
как сок и
секрецию
культуры и
личности в
Евразии:
сердце мое
голове
вредит
отдавая ее
безголовым в
кредит...
сердцу
моему так
трудно
живется
что оно
когда-нибудь
разорвется
голова моя
так бесится
что она
когда-нибудь
повесится
Но
раз слова
нашел,
высказал
значит, душу
облегчил и
спас.
В
слове
встречаемся
мы все люди
разных времен,
строев и
народов как
личности,
ипостаси
образа Божия
(и диавола) в
нас во
взаимном
борении. И
там узнаем себя
в другом. А
поэты
дарители нам
нас через
себя. И вот к
Песням о
Себе, что мы
уже имеем по
Уитмену,
Маяковскому,
Баратынскому,
пристраивается
в ряд и поэма Я
Арзуняна.
Каждый
найдет в ней
ключ и разгадку
части себя.
Мой
дар убог, и
голос мой
негромок, на
земле ожил я,
недоносок
мог бы этими
смиренными словами
Баратынского
о себе
сказать и наш
поэт. Но ведь
цыпленок
тоже хочет
жить и петь. Н
паук, и зэк
сидят в нашмх
душах и тем
чудеснее, когда,
входя в ареал
Слова, голос
и их звучит красотою
поэзии.
Баратынский
себя еще поэтически
именует:
недоносок,
хотя в
стилистике
пушкинской
плеяды это
уже звучало
кощунством.
Но человеку
нашего века
со всякой
даже
твариной
себя
отождествить
не стыдно
всякое
преднаходя
или
взращивая в
себе за жизнь
в окружении и
страшного, и
все ж
прекрасного
и яростного
мира (выражение
Андрея
Платонова). И
ни одна эпоха
не бездарна,
и ни один
исторический
климат не обделен
причастностью
к добыче
вечных ценностей
ума, красоты...
Узнаем их и в
советском
обличье
оригинально
перекрученными
в стихах
Эдвига
Арзуняна.
Москва,
1994
[1] Он из
Одессы,
родился в 1936,
филолог-русист.
Писал в стол
(скорее в
память, как
зэк,
неарестованный
еще), иногда
печатался
по мелочи в
газетах и
журналах.
Сейчас четыре
года уж как
живет в США,
тоже без
особого
успеха свою
философскую
(не злободневную)
поэзию
пытаясь
издавать.