21
августа 1998
года "Новое
русское
слово", под рубрикой
"Несостоявшаяся
полемика",
опубликовало
статью В.
Ярмолинца
"Кузница
антисемитов,
или История в
документах о
том, как
победитель
конкурса
борьбы с
антисемитизмом
был объявлен
антисемитом".
Кузница
антисемитов,
или
История
в документах
о том, как
победитель конкурса
борьбы
с
антисемитизмом
был
объявлен
антисемитом
История
почти
анекдотическая.
В июне этого
года
нью-йоркский
журналист
Эдвиг Арзунян
направил в
газету
"Форвертс"
свою статью
"За что
прокляты
евреи?" Она
является
попыткой
разобраться
в вопросе,
который
вынесен в заголовок.
Газета
"Форвертс"
этот материал
не
опубликовала,
но после
нескольких
звонков
автора в
редакцию в
номере от 3
июля — 6 августа
появилась
критика на
его изыскания
под
названием
"Несостоявшееся
"открытие"".
Автор
критической
статьи В.
Ребров, растолковывая
позицию
Арзуняна,
назвал его антисемитом.
Для
последовавшего
возмущения
Арзуняна были
все
основания.
Главное
заключалось
в том, что в
январе 1997 года
он был назван
одним из
победителей
конкурса на
лучшее
литературное
произведение
на тему борьбы
с
антисемитизмом
и расизмом,
который провело
Бостонское
общество
борьбы с антисемитизмом.
Об этом
свидетельствует
документ,
подписанный
председателем
жюри конкурса
Виталием
Коротичем.
В
письме в
редакцию
"Форвертса"
Арзунян также
высказывает
недовольство
и по другому
поводу:
"Можно
ли
критиковать
в печати
статью профессионального
журналиста,
не опубликовав
ее и даже ни
разу не
процитировав?"
Трудно
не
согласиться
с такой постановкой
вопроса.
Особенно тем,
кто помнит,
как
советские
писатели
клеймили
роман
"Доктор
Живаго", даже
не читая его,
а просто
принимая на
веру
партийную
директиву.
Когда
я позвонил в
редакцию
"Форвертса",
главный
редактор
еженедельника
Владимир Едидович
объяснил: "Я
не счел
нужным
публиковать этот
материал, но
наш автор В.
Ребров
подробно
изложил его
содержание".
Насколько
полно
изложено это
содержание, читатель
может судить
сам,
ознакомившись
с обеими
статьями.
Статья
Арзуняна
печатается с
сокращениями
и поправками.
(Например,
Арзунян
"Синедрион"
назвал
"Синодом". В
статье
Реброва тоже
есть
опечатка:
конкурс
борьбы с
антисемитизмом
назван
антисемитским.
Редакция позже
исправила
эту
опечатку).
Теперь
остается
выяснить
другой
вопрос:
заслуживает
ли Арзунян
того, чтобы
его публично
назвали антисемитом?
Едидович
говорит мне:
—
Вопрос,
поднятый
Арзуняном,
обсуждается
уже две
тысячи лет и
ничего
нового в нем
нет. Я
не знаю, кто
навел
Арзуняна на
эту мысль или
же он сам
дошел до нее, но это не
суть важно.
Важно то, что
в этой статье
он выступил как
проводник
антисемитских
идей, снова
выдвигая
обвинения
против
еврейского
народа.
—
Мне как раз
показалось,
что он
попытался защитить
еврейский народ, —
возразил я.
—
Видите ли,
это старый
антисемитский
прием.
Человек
говорит, мол,
все евреи,
конечно,
неплохие, но
вот от этого
конкретного
Моськи
воняет
чесноком. А
от того
луком, а от
того потом и
так далее. То
же делает и
Арзунян: все
не виноваты,
виноваты только
вот эти. Но
косвенно он
все равно
обвиняет
всех евреев.
А то, что он
говорит, что
у него мать
еврейка,
ничего не
решает. Я,
например,
считаю, что
Евгений
Манин
является
проводником
антисемитских
идей. Среди
евреев есть
тоже
антисемиты. К этому
я могу добавить,
что у меня
есть свое
представление
о свободе
прессы.
Человек
может писать
все, что он
хочет. Но это
не
значит, что
мы обязаны
это
публиковать.
С
мнением В.
Едидовича я
абсолютно
согласен. Он
имеет полное
право
отказать в
публикации
того или
иного
материала. Но
я не уверен,
что он может
комментировать
изложение
статьи и
называть ее
автора
антисемитом
на основании
этого
изложения.
Я
счел
необходимым
дать
возможность
оскорбленному
коллеге
вынести на
суд читателя
свою статью.
Послужит ли
это
основанием для
того, чтобы
газета
"Форвертс" объявила меня
антисемитом?